РБК: www.rbc.ru
Российские турфирмы начинают войну за Египет

Резкое повышение спроса на отдых в Египте подтолкнуло операторов к нетрадиционным методам борьбы с конкурентами
На прошлой неделе Управление по развитию туризма при посольстве Египта в Москве обнародовало данные о посещаемости страны. За десять месяцев 2003 г. в стране побывало 4,9 млн туристов из разных стран " почти на 13% больше, чем в прошлом году. Предполагается, что подобная тенденция сохранится до конца года и всего в Египте побывает не меньше 6 млн человек. Ставшие в последние несколько лет весьма популярными у россиян египетские курорты, похоже, находятся на самом пике интереса. Однако на фоне постоянно растущего спроса на Египет явной компании-лидера на этом направлении в России до сих пор нет. Этим решили воспользоваться некоторые компании, желающие в будущем занять его изрядную долю. Ожидая повышенного спроса и в следующем году, они стремятся занять выгодные позиции уже сейчас, используя даже некорректные приемы.
В течение нескольких лет министерство туризма Египта поводит рекламную кампанию курортов страны под девизом "Египет " круглый год". Именно с тех пор, как это направление стали позиционировать как "постоянное", туристический поток начал расти. Так, минувшей весной заместитель министра туризма Египта сообщил о повышении интереса к стране со стороны россиян. По его словам, если два года назад туристов из России и стран СНГ было всего 245 тысяч человек, то уже в прошлом году этот показатель вырос до 451 тысячи. А в этом году Россия вышла на третье место после Италии и Германии по числу побывавших в Египте туристов.
Причин, по которым эта страна стала своеобразным "пунктиком" россиян, несколько. "Во-первых, это самое близкое к нам в зимний сезон море, что гарантирует недорогой перелет, " сказал RBC daily председатель совета директоров сети "Магазин горящих путевок" Андрей Озолинь. " Во-вторых, в Египте обширная отельная база, в-третьих, по сравнению с другими зимними курортами " Таиландом, Канарами, ОАЭ " там невысокие цены (в среднем путевка обходится в 300 " 350 долл. на человека в неделю. " RBC daily)". Как рассказал г-н Озолинь, многих привлекают и климатические условия: летом в Египте воздух гораздо суше, чем в Турции, поэтому жара там ощущается не так сильно. Правда, справедливости ради надо отметить, что именно на египетском направлении чаще всего случаются скандалы, связанные с размещением и даже отправкой на курорты туристов. Говорят, что якобы стало традицией заселять приезжающих на отдых не в выбранный отель, а в какой-то другой " из-за недостатка мест или перебронировки. А недавний скандал вокруг регулярных рейсов компании Egypt Air и вовсе должен был подорвать всякое доверие к отдыху в этой стране. Накануне ноябрьских праздников около 180 туристов, собиравшихся в Шарм-эль-Шейх, вынуждены были дожидаться отправления рейса двое суток. В результате 30 из них все же отказались от поездки к пирамидам. "Менее дисциплинированной с точки зрения приема туристов страны просто нет, " прокомментировал RBC daily Андрей Озолинь. " Почти вся нагрузка на нашу службу поддержки туристов приходится на Египет".
Впрочем, как оказалось, далеко не все фирмы были готовы к такому наплыву туристов. "Никто не предвидел такого спроса на Египет, и, думаю, некоторые даже были не готовы к этому, " сказала RBC daily советник генерального директора компании "Инна-тур" Маргарита Давликанова. " После осенних праздников спрос на этом направлении возрос на 30%, причем если в прошлом году в это время отменили порядка 40% рейсов в Египет, то сейчас " только 4%". Участники рынка сходятся во мнении, что подобного на египетском направлении еще никогда не происходило. "Сезон в Египте стартовал в августе, и ажиотажный спрос на отдых там сохраняется до сих пор " такого на этом направлении еще никогда не было, " сказал RBC daily генеральный представитель компании Deep Tour Имран Назаров. " Это можно объяснить тем, что в значительной мере активизировался европейский рынок: в результате многие операторы ушли с египетского направления. Теперь вместо 20-30 компаний на нем работают только 5-6, имеющих свои чартерные программы".
По словам г-наНазарова, на египетском направлении лидирует ряд крупных туроператоров: это сам Deep Tour, Pegas Touristik, Mostravel, TezTour и "Турэнергосервис". Каждый из них отправляет в Египет от 9 до 12 самолетов Ил-86 еженедельно, то есть от 2,5 до 4 тысяч человек. Таким образом, явного лидера, который бы далеко "оторвался" от остальных компаний, на рынке попросту нет. "На египетском направлении нет фирмы, которая бы контролировала более 15%, " сказал RBC daily Андрей Озолинь. " Дело в том, что пока этот рынок демонополизирован, и, судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится. Порог выхода на пляжный рынок невысок: фактически Египтом может заниматься любой оператор. Только на других, более узких, направлениях есть компании, контролирующие до 50%". Но до сих пор, по словам г-на Озолиня, направленных попыток захватить существенную долю в этом сегменте никто не предпринимал. "Нереальна ситуация, в которой, например, TezTour мог бы потерять рынок, " считает он. " Ну, предположим, потеряет он несколько процентов, которые размажутся по всему рынку, но это же ничего не даст".
Но желающие устроить передел рынка, похоже, появились. Несколько дней назад на одном из туристических интернет-форумов появилось письмо (впоследствии ссылки на него были замечены и на профессиональных турсайтах. " RBC daily) с критикой сервиса компании TezTour в Египте. Набрано оно было латиницей и рассказывало о том, что сотню российских туристов никто не разместил в отеле. Самое интересное, что отправлено письмо было с IP-адреса компании Deep Tour. Причем, как выяснилось позже, с него же были посланы и другие отклики " в пользу Deep Tour. Участники рынка полагают, что кто-то хочет столкнуть двух операторов, и "компромат" является первым сигналом к предстоящей войне за клиентов на туристическом направлении. Ведь, по прогнозам участников рынка, в следующем году спрос на Египет возрастет еще на 30%, и в такой ситуации подобные провокации вполне возможны. "Мы говорили с генеральным директором TezTour Андреем Власовым, но решили не устраивать дальнейших разбирательств, " сообщил RBC daily Имран Назаров. " В конце концов, факт "черного" пиара против нас " недоказуемая вещь, тем более в Интернете". По его мнению, таким образом могли повести себя компании-конкуренты, которые уступают им и по качеству обслуживания, и по объемам перевозок.

Отдел экономики
Анна Попова, 01.12.2003
Hosted by uCoz