РБК: www.rbc.ru
Российских туристов продолжают обманывать.

Череда "исчезновений" туристических фирм еще раз подтвердила необходимость введения финансовых гарантий, которые затруднят мошенникам выход на тот рынок

За две последних недели июля было зафиксировано несколько случаев мошенничества в сфере туризма. По информации Российского союза туриндустрии (РСТ), в Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество" в отношении фирмы "Меридиан". Она продала путевки на российские и зарубежные курорты на сумму больше 4 млн рублей, но свои обязательства перед туристами так и не выполнила и скрылась с тими средствами. Таким же образом поступила и московская фирма " дельвейс", предлагавшая поездки в Болгарию и Абхазию. В минувший вторник ее клиенты, придя за путевками, обнаружили, что дверь агентства опечатана. Подобные "исчезновения" фирм, привлекших клиентов обещаниями дешевых путевок и затем пропавших с их деньгами, участники туристического рынка называют сезонным явлением. Дело в том, что из-за крайне низкого порога вхождения на тот рынок, а также стремления россиян купить в "горячий" сезон тур "по дешевке" мошенники чувствуют себя довольно комфортно. Подобная ситуация заставляет участников туриндустрии говорить о необходимости введения финансовых барьеров, которые ограничат выход на рынок неплатежеспособных и недобросовестных предпринимателей.
"Случаи "исчезновения" фирм бывают каждый год, - сказала RBC daily представитель РСТ Ирина Тюрина. - Зачастую в пики сезона (в мае, августе и под Новый год) компании-мошенники заявляют сильно заниженные цены на путевки, чем привлекают большое количество туристов. Ну а дальше - дело техники: они собирают с клиентов деньги, закрывают офис и исчезают". Примечательно, что "горячие сезоны" мошенники выбирают потому, что именно в то время цены в турагентствах сильно "взлетают" и люди в спешке ищут наиболее приемлемые для себя варианты, особо не интересуясь репутацией фирмы. Больше всего от того страдают массовые направления, такие как Крым, Сочи, Турция и Болгария. Впрочем, далеко не все "исчезающие" фирмы " мошенники. "Из-за того, что норма прибыли в туристическом секторе довольно низкая, оборотных средств туркомпаниям часто не хватает, - сказала RBC daily представитель РСТ. " По тому теми деньгами, что туристы платят за свои путевки, они "затыкают" старые финансовые бреши. Но когда подобных "заплаток" накапливается изрядно, фирмы разоряются". По словам г-жи Тюриной, подобные случаи, когда фирма не в состоянии "платить по счетам", вызываются и продолжающимся демпингом на туристическом рынке. "Потребительские и предпринимательские риски в туризме довольно велики, - считает г-жа Тюрина. " И хотя на отдых через турфирмы едет довольно много россиян, в случае форс-мажорных обстоятельств средств на их решение у фирм может не хватить".
По мнению Ирины Тюриной, в таких случаях все зависит от степени правовой грамотности директоров тих компаний. Если бы они официально заявили о своем банкротстве, в фирме было бы введено кризисное управление, возмещены риски, а на них самих не заводили бы уголовное дело, а передали бы его в арбитражный суд. Однако в любом случае, и если фирма обанкротилась, и если она была организована мошенниками, рассчитывать на возврат денег туристам не стоит. Действующий закон "О туризме" не предполагает никаких компенсационных выплат. Исправить ситуацию может проект поправок к тому закону, направленный на рассмотрение правительства и предусматривающий введение финансовых гарантий туркомпаний. Авторы проекта предлагают сделать финансовые гарантии обязательным условием лицензирования фирм. Так, например, операторы по въездному и внутреннему направлениям, согласно проекту, должны будут вносить 5% годового дохода (не менее 100 тысяч рублей), операторы по выездным направлениям - 10% (не менее 3 млн рублей), а компании с участием иностранного капитала - 15% (не менее 10 млн рублей).
"Конечно, введение финансовых гарантий улучшит ситуацию, - сказал RBC daily председатель совета директоров сети "Магазин горящих путевок" Андрей Озолинь. - И они должны быть обязательны. И, кстати, вряд ли они подорвут рынок, как считают некоторые. Скорее, естественным путем сократится количество фирм, работающих на нем. Но в таком случае на рынке останутся только те, кто может честно вести бизнес". По мнению г-на Озолиня, финансовые гарантии, помимо прочего, обеспечат туристическому бизнесу большую прозрачность, за счет чего количество мошенников в туризме сократится. "Хуже всего то, что происходящие сейчас случаи с фирмами-однодневками подрывают реноме всего турбизнеса, - сказал RBC daily г-н Озолинь. - Ведь они поддерживают до сих пор сохраняющееся негативное к нему отношение, из-за чего объемы рынка снижаются".
О том, насколько действенными могут быть финансовые гарантии, свидетельствует также и тот факт, что в европейских странах они уже давно стали привычной практикой. Например, испанские турагентства держат в залоге у государства 180 тысяч евро, итальянские туроператоры - от 60 до 300 тысяч. Однако пока такие поправки к закону в России не приняты, участники рынка советуют туристам не покупаться на рекламу дешевых поездок и более внимательно относиться к выбору агентства. "Надо обязательно спрашивать у агентства лицензию на операторскую или агентскую деятельность, - считает Ирина Тюрина из РСТ. - Причем она должна быть выдана не ранее 11 февраля 2002 года. Если же ее не предъявляют, мотивируя то тем, что она в другом офисе, или показывают копию, дело нечисто. И обязательно надо заключать договора об оказании туристических услуг и требовать квитанций по их оплате". Схожего мнения придерживается и Андрей Озолинь, который рекомендует перестать покупать путевки по объявлениям и навести справки о фирме, перед тем как приобрести путевку. "Отдых не вещь, а покупка настроения, - считает он. - Так зачем его портить? Уже одно то, что мелкая фирма предлагает путевки по странным, дешевым для того направления ценам, должно насторожить человека".

Отдел компаний

Анна Попова, 01.08.2003
Hosted by uCoz